15 января 2018 года был проведён "круглый стол" по вопросу "Школа - основа социализации ребёнка", на котором присутствовали представители администрации, Совета ветеранов, образовательных учреждений, родительской общественности.
Участники "круглого стола" решали вопросы по социализации ребёнка.
Социализация современных детей - это серьезная психолого-педагогическая проблема. Это, прежде всего, обучение и воспитание.
Раньше основным источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе для ребенка была семья и школа. Сегодня СМИ, Интернет оказывают существенное влияние на формирование его картины мира, причем это влияние не всегда положительное. Именно Интернет и СМИ выступают главными агентами социализации, и подчас родители и педагоги не имеют возможности контролировать этот процесс. Противоречивые процессы современного общества снизили воспитательные возможности семьи, школы.
Социализация современной молодежи обнаруживает разобщенность в деятельности социальных субъектов (семья, школа, общественные организации, СМИ и т.д.). Усиливается тенденция к изоляции детской субкультуры от старшего поколения. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни. Изоляция детских субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
Актуальны проблемы школьной дезадаптации - нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, и депривиации – лишение ребенка возможности удовлетворять свои основные жизненные потребности. В первую очередь, потребность в общении. Неудовлетворенные в школе потребности приводят к поиску форм удовлетворения их за пределами школы.
Причины связаны с низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным контролем за ходом и динамикой психического развития детей со стороны родителей и общества.
Необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Вместе с тем, участники круглого стола обеспокоены негативными тенденциями, происходящими в нашем обществе:
- расслоение населения (в том числе, детей и молодежи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающие с сознанием ребенка различные средства массовой информации (телевидение, интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, отчуждающих от реальности;
- экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей подростков на удовольствия и потребление;
- разрушение систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений;
- отсутствие общенациональной идеи (ценностных ориентиров);
- снижение культурного уровня подростков и молодежи.
Воспитание в школе должно учитывать эти обстоятельства и идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми общероссийских ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности.
Учитывая накопленный опыт в системе социализации детей и подростков Чулымского района, а также обозначенные в ходе выступлений проблемы, участники круглого стола определили задачи, требующие решения в 2018 году:
Управлению образования:
- Усилить координирующую роль по взаимодействию ОО с социальными партнёрами.
- Организовать поддержку и распространение образцов положительного опыта ОО по работе с родительской общественностью.
- Создавать условия для консолидации усилий социальных служб района, направленных на обучение и воспитание подрастающего поколения.
Образовательным учреждениям района:
- Создавать условия для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности через различные формы и методы работы с детьми и их родителями.
- Работать над обновлением содержания воспитания, внедрять формы и методы, основанные на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующие совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов и Стратегии воспитания в РФ.
- Совершенствовать профориентационную работу со старшеклассниками.
- Поднимать роль и общественную активность учителя в жизни города, населенного пункта, его авторитет как пропагандиста, наставника и непосредственного участника мероприятий за здоровый образ жизни и высокую нравственность.
Участники Круглого стола выразили уверенность в том, что только в консолидации усилий школы, семьи и общественности можно воспитать высоконравственную личность, социализированную к современным условиям.
|