ВВЕДЕНИЕ
Чулымский район был образован в 1924 году. Расположен на западе Новосибирской области, в восточной части Барабинской низменности. Лежит в степной и лесостепной природных зонах. Климат резко-континентальный. Протяженность района с севера на юг – 200 км, с запада на восток – 54 км. Общая площадь района составляет 8,6 тыс.кв. км.
В состав района входят 14 муниципальных образований, в том числе 13 сельских, 1 городское. На территории района расположены 54 сельских населенных пункта. Административным центром района является г.Чулым. Численность населения – 11,9 тыс.человек, территория – 24 кв.км, площадь застройки – 2 кв.км. Расстояние до г.Новосибирска (областной центр) – 130 км. Общая численность населения, проживающего на территории района – 25,8 тыс.человек, городское население составляет 46,2%. Численность сельского населения – 13,9 тыс.человек (53,8%).
Развитие системы образования во многом определяется той демографической и социально-экономической ситуацией, которую переживает в настоящее время общество. Система образования Чулымского района не исключение, она еще длительное время будет переживать последствия общего демографического спада последних лет. За период с 2008 по 2010 год численность обучающихся в школах района уменьшилась с 2564 до 2431 (на 133 человека, что составляет 5,2%).
Малочисленность, разбросанность и удаленность сел и деревень друг от друга и от районного центра является препятствием в получении качественного образования и объективно задает ситуацию неравных возможностей выпускников школ в самореализации. Вследствие этого у людей рождается чувство изоляции, непонимание современных социально–экономических процессов, которые происходят от них вдалеке. Это способствует развитию собственной неполноценности и бессилия. У детей это вызывает чувство оторванности от мира и, как следствие, создает с одной стороны чувство страха перед жизнью, а с другой – желание уехать, оставив то место, которому они могут принести наибольшую пользу. Системе образования в сельской глубинке, опирающейся на традиционные подходы, очень сложно преодолеть эти тенденции.
Главные проблемы, характерные для всех малочисленных школ, существуют давно и не случайно.
Сложилась парадоксальная ситуация: малое количество учеников в классах, а индивидуальный подход и качество обучения не обеспечиваются. Падение познавательного интереса у обучающихся неизбежно. Это требует обязательного изменения в организации деятельности всей системы образования.
Настоящий доклад отражает состояние районной системы образования, результаты деятельности за 2010 год и подготовлен в целях широкого информирования общественности, прежде всего родительской, об основных результатах и проблемах функционирования и развития системы образования Чулымского района.